Автопроизводители предложили ограничить поставки иномарок для частных лиц

Изменения в утилизационном сборе: инициативы российский автопроизводителей Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратились к Министерству промышленности и торговли с предложением усовершенствовать методику расчета утилизационного сбора на автомобили. Это сделано для того, чтобы остановить «серый» импорт автомобилей, который осуществляется через регистрацию на физических лиц. В состав ОАР входят ведущие автопроизводители, такие как АВТОВАЗ и Группа ГАЗ. По информации, предоставленной Интерфакс, в обращении к главе Минпромторга Алиханова отмечается, что действующее постановление №1291, относящееся к расчету утильсбора, принятые в 2013 году, давно устарело и нуждается в пересмотре. Объединение предлагает привязывать утилизационный сбор к мощности двигателя, а не к его объему, учитывая, что современные иномарки часто используют высококачественные турбомоторы с малым рабочим объемом. В документе представлены примеры, показывающие проблему: утилизационный сбор одинаков для автомобилей совершенно разных ценовых категорий, если их рабочий объем мал. К примеру, цена бюджетного седана Changan Alsvin составляет 1,85 млн рублей, при этом его утилизационный сбор достигает 677,4 тыс. рублей. Такой же размер платы предусмотрен для BMW Х3, цена которого 8 млн рублей, и для Aito M9 с ценником 10 млн рублей. Таким образом, сложившаяся система утилизационного сбора утратила свою социальную дифференциацию, и автопроизводители считают, что текущий механизм льготных ставок для физлиц вредит авторынку. На данный момент физические лица, импортирующие автомобили для личного пользования, уплачивают утилизационный сбор: 3400 рублей для автомобилей до трёх лет и 5200 рублей для машин старше трёх лет. Исключение составляют автомобили с двигателями выше трех литров, для которых льгота не применяется. Также физические лица ограничены в продаже таких автомобилей в течение года после ввоза. Льготные условия привели к росту «серого» импорта, о чем говорят представители ОАР. В 2024 году доля автомобилей, ввезенных на физлиц, составляла 1-50% от общего импорта, тогда как в 2025 году такая доля может вырасти до 50-70%. Это создает риски связанные с гарантией, качеством обслуживания и доступностью запчастей, а также приводит к хроническому недополучению миллиардов рублей в федеральный бюджет из-за обхода высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.