Форум такси в Москве: будущее электромобиля Atom
Сейчас в Москве проходит XIII Международный Евразийский форум такси (МЕФТ-2025), который акцентирует внимание на практических аспектах работы таксомоторной сферы. В рамках мероприятия была организована выставка автомобилей в традиционном желтом оформлении с шашечками. Одним из экспонатов оказался электромобиль Atom, который вызывает растущий интерес. Хотя сроки старта серийного производства неоднократно пересматривались, существует вероятность, что в этом году действительно начнется пробный выпуск на заводе «Москвич». По словам информированных источников, московское производство будет выполнять роль партнера по контрактной сборке, тогда как компания «Кама» — инициатор проекта, будет работать с установленным специальным инвестиционным контрактом, получившим поддержку от КАМАЗа.
По сообщениям пресс-службы, запуск намеченных мероприятий запланирован до конца текущего года. Однако без наличия специального инвестиционного контракта невозможно начать сборку на «Москвиче», так как с 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили вырос в 20 раз до 667 400 рублей, что негативно скажется на экономической целесообразности запуска.
Как идет подготовка к производственному процессу? Информаторы на стенде Atom сообщают, что в текущем году была собрана пробная партия из 30 автомобилей, которые нельзя отнести ни к установочной, ни к приладочной. Сборка проходила на постах, с использованием оригинального кондуктора для предварительной сварки кузовов. Полагается, что в будущем сварка будет происходить на единой линии с моделью «Москвича». По последним данным от АО «Кама», полная технология сборки уже разработана и готова к использованию.
Во время выставки был показан рабочий макет Atom, собранный с применением новых технологий, что видно по стандартам соединения кузовных панелей, сделанных из пластика. Рулевое колесо функционировало, но доступ к капоту и багажнику был ограничен, так как двери заблокированы. Ранее в планах была версия такси без переднего пассажирского сидения, однако на выставке был представлен автомобиль с обычным интерьером, хотя концепция «Такси» все еще сохраняется.
Информация о планах по локализации остается ограниченной. Из того что известно, шины будут производить Pirelli, стекло — с Борского завода, а холодную штамповку обеспечит «Соллерс» из Татарстана. Вероятно, сталь будет поставляться от «Северстали» и других местных комбинатов. Сборку батарей поручили «Рэнера» — подразделению холдинга «Росатом», которое планирует в дальнейшем использовать ячейки российской сборки с глубокой локализацией для обеспечения производства высоковольтных батарей к следующему году. Это принципиально важно для получения субсидий на утильсбор в будущем.
Этим летом для производителей электромобилей действуют льготные условия на утилизацию, позволяющие значительно снизить расходы. Электромобилям необходимо всего около 1000 баллов для полной компенсации утильсбора, в то время как классическим автомобилям необходимо минимум 3701 балл. Вероятно, ключевым вопросом станет возможность локализации ячеек, так как это критически важно для рыночной стоимости.
Более того, в «Каме» предстоит разобраться с объемами производства, от которых зависит экономика проекта и сотрудничество с поставщиками. Розничная цена Aтома предположительно составит от 2,5 до 4 миллионов рублей, о чем сообщил генеральный директор «Камы». Однако, по версии инсайдеров, показателя в 2,5 миллиона рублей добиться не удастся даже с учетом послаблений по утильсбору.
Также важно, что «Кама» планирует реализовывать Aтом исключительно через онлайн-продажи и специальные шоурумы, минуя традиционные дилерские сети. Такой метод купли весьма похож на практики, используемые Tesla в их бизнесе. На данный момент компания уже заключила контракты с рядом крупных федеральных сервисных организаций, которые будут заниматься обслуживанием Aтома, однако названия компаний пока не разглашаются. Также для таксомоторной сферы предусмотрена собственная программа технического обслуживания.
Относительно сертификации: процесс ее получения начался еще в прошлом году, но пока нет публичной информации о том, какие модели были задействованы. К сертификации допускаются лишь образцы, созданные с применением промышленной сборки, что подразумевает старые машины из 2025 года. Не исключено, что именно такие экземпляры и были отправлены на сертификацию.
Статус российского электрического стартапа остается под вопросом, однако будем надеяться на положительное развитие событий. Перспективы производства Aтома могут быть неопределенными, но в любом случае значительная поддержка проекта может обеспечить успех.